Итак, "Граф Монте-Кристо". Читала я его бог весть когда, захотелось перечитать. Я оттуда, помимо всего прочего, выцарапала свое.
Во-первых, это красивая история инициации. Вполне себе каноническая - герой попадает в темницу, испытывается на прочность, получает тайные знания, полностью видоизменяется и получает новое имя.
Во-вторых, Эдмон не просто становится новым собой, он еще и человеком быть перестает. Меня очень удивили его описания, когда он уже граф. После побега он смотрится в зеркало, и Дюма пишет о переменах, произошедших с его героем в тюрьме. В том числе о бледности - с бледностью, в общем, все нормально, ее объясняют. Но когда Эдмон предстает перед читателями, Францем и Альбером уже графом, у него внезапно появляются острые зубы. Острые зубы его ну никак не объясняются. Мне тут высказывали мнения, что он в замке Иф какие-то решетки грыз, но это все неубедительно.
Ну то есть я там вижу то, что там есть, но немножко под другим углом. Мне важно, что человек под влиянием внешних обстоятельств и внутренних процессов делает из себя нечеловека. Я не знаю, как с этим в реальности, у Дюма очень сильный контраст между тем, что было, и тем, что стало, это даже внешне совершенно разные существа. Для примера - то, чем стали другие персонажи, внутреннего протеста не вызывает. Все изменения, произошедшие с ними, спокойно вытекают из того, какими они были. Граф переменился слишком разительно, хотя тоже вырос из своего исходного материала. Но еще он стал другим по ощущениям. Недаром трепетные светские барышни объявляют его вампиром (вампир не вампир, но нечеловек). Собственно, в разговоре с Вильфором он прямым текстом уже все это проговаривает - что он перестал быть просто человеком (да-да, я знаю, что Дюма подразумевал там кое-что другое, но я не - не он).
Поэтому меня очень опечалил конец, даже не события - с событиями все хорошо, а трактовка событий и внутренние изменения главного героя. По замыслу автора там все правильно, но вот графа-нечеловека она рушит подчистую. Мне это грустно. Мне нравится смотреть, как проростает это вот инакое и отличное от рода человеческого.